Оглавление

В начало

Псеадонаучная Антипедагогическая Фельетонная Поэма

 

 

Педагогика - наука; 

значит, вот, какая штука. 

Эта Штука появилась 

            ещё в древние века. 

Педагогика - искусство, 

не какое-то занудство, 

а "история вопроса" 

            ох длинна, ах глубока: 

 

В общем, первый хомо цапи'нс, 

например, неандерталец 

вдруг задумал из дитяти 

            совершенство изваять 

и ваял безрезультатно, 

но потом - решил приватно 

повзрослевшему творению 

            свой опыт передать. 

 

Долго он сидел в раздумьи, 

бедный, чуть не впал в безумье, 

изобрёл-таки систему, 

            (он был первый инженер), 

называясь педагогом, 

вёл народ как демагог он, 

ставя личности детишек 

            на подгонку и обмер.

 

Быстро своего добившись, 

в тот момент не ошибившись, 

пару новых поколений 

            обучил, да воспитал, 

потом - отстал от времени, 

и другие гении 

развИли и продолжили 

            что этот начертал. 

 

И первые папирусы, 

как умственные вирусы, 

легли в архивы греческих 

            и римских докторов, 

а первые теории 

в церковных  директориях 

легли на плечи греческих 

            и римских школяров. 

 

И этого ведь мало 

потомкам оказалось - 

те написали массу 

            толстых умных книг 

и о воспитании, 

и об образовании, 

зашифровав в них сведенья, 

            как строить коммунизм. 

 

Хотя эти мечтатели-

народопросвещатели 

с самозабвенной лёгкостью 

            парили в облаках, 

но пропагандировать, 

как страны реформировать 

у них так лихо вышло 

            в российских головах! 

 

Был ещё Коменский, 

светила всевселеннский: 

фундамент исторический 

            наукою залил; 

вот он уж потрудился: 

стать Первым ухитрился, 

"Великую Дидактику" 

            в порыве породил. 

 

Природосообразностью 

он по безобразию 

схоластики - ШАРАХ! - 

            и учинил разгром, 

а новые концепции 

своё занЯли место и 

с землёй сравняли прошлое,

             как ветхий старый дом. 

 

Так стал он первым "богом", 

стоящим у порога 

Великой Педагогики, 

            в которой знал он толк, 

но лет так через двести 

российский гений, местный, 

став чудо-продолжателем, 

            Коменскому помог. 

 

Это был Ушинский, он - 

не француз, не римский, 

его дом - Петербург, 

            а не какой-то там Берлин. 

Вот, так преподаватель! 

Вот, лавров собиратель!  :

Он знаньем психа-логии 

            Каменского затмил!. 

 

Он обложился книжками, 

написанными им же - 

решил концы с концами, 

            в конце концов свести, 

а в Смольном на девицах 

(ну, чтобы убедиться), 

проверил и опробовал, 

            что смог изобрести. 

 

Так время, протекая, 

историю вращая, 

в мучениях решало, 

            чего бы учудить, 

эпохи забывая, 

история лихая 

на колесе единственном 

            в двадцатый век летит… 

 

И вот, двадцатый век - 

век войн и дискотек; 

в России популярно 

            стадо: КОЛЛЕКТИВ; 

а капиталисты-

индивидуалисты 

растят персон отдельных, 

            но мы им не простим! 

 

Под знаменем Макаренко 

и Крупской все шагаем мы, 

мы их задавим массой! 

            Буржуи, знайте нас! 

Мы новый рай построили, 

вписали мы в историю 

для вас такие страшные, 

            как Ленин, имена! 

 

Но есть и гуманисты 

среди коллективистов: 

к примеру - Иванов 

            с своей М. К. Т. В. 

(А Ленин, тот,  воистину, 

решил расшевелить страну, 

чтоб вся страна, как в школе класс, 

            жила при К. Т. Д. ) 

 

Идеи продолжатель - 

другой преподаватель, 

в его фамилии есть что-то 

            от Нашего кино: 

он в московской школе 

всех мнительных уволил, 

оставив только тех, 

            кто с ним был за одно. 

 

Караченцев ли? -  Щясс! Ну да! 

Или Тарковский? - Черта с два! 

Уверен я в одном: 

            точно, не Чайковский. 

А на экзамене б забыл, 

это бы значило - "приплыл…" 

Караченцев... Тарковский... 

            Во, вспомнил! Караковский! 

 

Потом - жужжали слухи 

назойливей, чем мухи, 

что будут У НАС школы 

            с системою "Вальдорф", 

но дураку понятно, 

что это - миф, приятная 

чушь, как утопический 

            любовный разговор. 

 

Время мчится. Вот и я, 

попав в ИГПИИЯ, взираю 

тут на действия 

            элиты здешних мест: 

Здесь местным пед-новаторам, 

заправским реформаторам, 

науку удаётся 

            в самих себя привнесть. 

 

Они создали "Орден 

Матёрых Педагогов" - 

педагогов в принципе, 

            и тут - ни дать, ни взять: 

всё - чтобы мастерство своё 

по страстному прочтению 

собственных же лекций 

            безмерно возвышать. 

 

И даже без смущения 

свои произведения 

студентов заставляют 

            учить аж наизусть, 

тем самым признавая, 

что формой подменяют смысл, 

при том пугают, 

            мол: "Вам устроим жуть!" 

 

Спросить, к примеру, физика, 

мол, что такое - физика? - 

Он если во'обще поймёт, 

            то вряд ли даст ответ, 

для этих же цариц наук 

и всяких разных прочих штук 

чем "что есть педагогика?" 

            важней вопроса нет. 

 

А их пед-убеждения … : 

отсутствие сомнений и 

эквивалент мышления -

             список "мнемосхем", 

сплошь определения, 

читать их с выражением 

надо, чтоб с учением 

            не было проблем. 

 

Способность выразить 

себя считалась раньше и сейчас 

во все века истории 

            действительно искусством, 

нашлись же люди, 

как машины формулировку сочинили: 

"искусство - степень мастерства" - 

            Как грубо! И как грустно… 

 

Выходит, эти ужасы 

всего, что было худшего

 в учёбе - есть Учение, 

            его итог - "облом", 

а что было лучшее - 

просто воля случая, 

а в самом лучшем случае - 

            всего лишь педприём. 

 

Подобное открытие - 

печальное событие, 

через него бывает 

            так нелегко пройти, 

а по пренебрежению 

и к нам неуважению 

среди преподавателей 

            им равных не найти! 

 

Вот, так педагогика! 

Где разум, где же логика?! 

Где мудрость, что присуща 

            величию наук?! 

Где же понимание 

накопленного знания?! 

И почему главенствует 

            начальнический дух?! 

 

И почему, в конце концов, 

они все практикуют то, 

чего студентов учат 

            не делать никогда?! 

Из этих на любой вопрос 

ответ один, он очень прост, 

но я в торжественный момент 

            не в силах его дать… 

 

Эпилог:

 

И всё же, так охота верить, 

что пусть не сразу, пусть не вдруг, 

когда-то в двадцать третьем веке, 

всё же, войдёт в ряды наук 

 

искусство самовыражения 

не как террор, не как ярмо 

на шее новых поколений 

учащихся грядущих школ, 

 

когда не будут позабыты 

ошибки прежних мастеров, 

и лишь талантливый учитель 

допущен будет до миров, 

 

что светом жизни существуют 

внутри у каждого из нас, 

где всё, что было, есть и будет 

отражено один лишь раз! 

 

И человечество воспрянет! 

И жизнь сумеет обновить! - 

Тогда, и правда, лучше станет!!! 

А если нет?.. - Всё может быть… 

Всё может быть; а это значит, 

что глупо ждать тут перемен. 

Невыполнимые задачи… - 

Мечта. Не более. Ни чем…

  

19.04.1996

Оглавление

В начало

Hosted by uCoz