|
||
Псеадонаучная Антипедагогическая Фельетонная Поэма |
||
Педагогика - наука; значит, вот, какая штука. Эта Штука появилась ещё в древние века. Педагогика - искусство, не какое-то занудство, а "история вопроса" ох длинна, ах глубока:
В общем, первый хомо цапи'нс, например, неандерталец вдруг задумал из дитяти совершенство изваять и ваял безрезультатно, но потом - решил приватно повзрослевшему творению свой опыт передать.
Долго он сидел в раздумьи, бедный, чуть не впал в безумье, изобрёл-таки систему, (он был первый инженер), называясь педагогом, вёл народ как демагог он, ставя личности детишек на подгонку и обмер.
Быстро своего добившись, в тот момент не ошибившись, пару новых поколений обучил, да воспитал, потом - отстал от времени, и другие гении развИли и продолжили что этот начертал.
И первые папирусы, как умственные вирусы, легли в архивы греческих и римских докторов, а первые теории в церковных директориях легли на плечи греческих и римских школяров.
И этого ведь мало потомкам оказалось - те написали массу толстых умных книг и о воспитании, и об образовании, зашифровав в них сведенья, как строить коммунизм.
Хотя эти мечтатели- народопросвещатели с самозабвенной лёгкостью парили в облаках, но пропагандировать, как страны реформировать у них так лихо вышло в российских головах!
Был ещё Коменский, светила всевселеннский: фундамент исторический наукою залил; вот он уж потрудился: стать Первым ухитрился, "Великую Дидактику" в порыве породил.
Природосообразностью он по безобразию схоластики - ШАРАХ! - и учинил разгром, а новые концепции своё занЯли место и с землёй сравняли прошлое, как ветхий старый дом.
Так стал он первым "богом", стоящим у порога Великой Педагогики, в которой знал он толк, но лет так через двести российский гений, местный, став чудо-продолжателем, Коменскому помог.
Это был Ушинский, он - не француз, не римский, его дом - Петербург, а не какой-то там Берлин. Вот, так преподаватель! Вот, лавров собиратель! : Он знаньем психа-логии Каменского затмил!.
Он обложился книжками, написанными им же - решил концы с концами, в конце концов свести, а в Смольном на девицах (ну, чтобы убедиться), проверил и опробовал, что смог изобрести.
Так время, протекая, историю вращая, в мучениях решало, чего бы учудить, эпохи забывая, история лихая на колесе единственном в двадцатый век летит…
И вот, двадцатый век - век войн и дискотек; в России популярно стадо: КОЛЛЕКТИВ; а капиталисты- индивидуалисты растят персон отдельных, но мы им не простим!
Под знаменем Макаренко и Крупской все шагаем мы, мы их задавим массой! Буржуи, знайте нас! Мы новый рай построили, вписали мы в историю для вас такие страшные, как Ленин, имена!
Но есть и гуманисты среди коллективистов: к примеру - Иванов с своей М. К. Т. В. (А Ленин, тот, воистину, решил расшевелить страну, чтоб вся страна, как в школе класс, жила при К. Т. Д. )
Идеи продолжатель - другой преподаватель, в его фамилии есть что-то от Нашего кино: он в московской школе всех мнительных уволил, оставив только тех, кто с ним был за одно.
Караченцев ли? - Щясс! Ну да! Или Тарковский? - Черта с два! Уверен я в одном: точно, не Чайковский. А на экзамене б забыл, это бы значило - "приплыл…" Караченцев... Тарковский... Во, вспомнил! Караковский!
Потом - жужжали слухи назойливей, чем мухи, что будут У НАС школы с системою "Вальдорф", но дураку понятно, что это - миф, приятная чушь, как утопический любовный разговор.
Время мчится. Вот и я, попав в ИГПИИЯ, взираю тут на действия элиты здешних мест: Здесь местным пед-новаторам, заправским реформаторам, науку удаётся в самих себя привнесть.
Они создали "Орден Матёрых Педагогов" - педагогов в принципе, и тут - ни дать, ни взять: всё - чтобы мастерство своё по страстному прочтению собственных же лекций безмерно возвышать.
И даже без смущения свои произведения студентов заставляют учить аж наизусть, тем самым признавая, что формой подменяют смысл, при том пугают, мол: "Вам устроим жуть!"
Спросить, к примеру, физика, мол, что такое - физика? - Он если во'обще поймёт, то вряд ли даст ответ, для этих же цариц наук и всяких разных прочих штук чем "что есть педагогика?" важней вопроса нет.
А их пед-убеждения … : отсутствие сомнений и эквивалент мышления - список "мнемосхем", сплошь определения, читать их с выражением надо, чтоб с учением не было проблем.
Способность выразить себя считалась раньше и сейчас во все века истории действительно искусством, нашлись же люди, как машины формулировку сочинили: "искусство - степень мастерства" - Как грубо! И как грустно…
Выходит, эти ужасы всего, что было худшего в учёбе - есть Учение, его итог - "облом", а что было лучшее - просто воля случая, а в самом лучшем случае - всего лишь педприём.
Подобное открытие - печальное событие, через него бывает так нелегко пройти, а по пренебрежению и к нам неуважению среди преподавателей им равных не найти!
Вот, так педагогика! Где разум, где же логика?! Где мудрость, что присуща величию наук?! Где же понимание накопленного знания?! И почему главенствует начальнический дух?!
И почему, в конце концов, они все практикуют то, чего студентов учат не делать никогда?! Из этих на любой вопрос ответ один, он очень прост, но я в торжественный момент не в силах его дать…
Эпилог:
И всё же, так охота верить, что пусть не сразу, пусть не вдруг, когда-то в двадцать третьем веке, всё же, войдёт в ряды наук
искусство самовыражения не как террор, не как ярмо на шее новых поколений учащихся грядущих школ,
когда не будут позабыты ошибки прежних мастеров, и лишь талантливый учитель допущен будет до миров,
что светом жизни существуют внутри у каждого из нас, где всё, что было, есть и будет отражено один лишь раз!
И человечество воспрянет! И жизнь сумеет обновить! - Тогда, и правда, лучше станет!!! А если нет?.. - Всё может быть… Всё может быть; а это значит, что глупо ждать тут перемен. Невыполнимые задачи… - Мечта. Не более. Ни чем… |
|
19.04.1996 |
|